Занятость 2020

В своем Послании Глава государства поставил конкретную задачу - разработать принципиально новую Стратегию занятости населения.
15 февраля т.г. на заседании Правительства был одобрен проект Программы занятости - 2020. Планируется принятие программы и всех необходимых нормативно-правовых актов, исходящих из задач программы до 1 мая 2011 года. Реализация программы начнется с 1 июля 2011 года.

Цель Программы - это повышение доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости.

Задачи:
  1. Вовлечение в продуктивную экономическую занятость самостоятельно занятого, безработного и малообеспеченного населения;
  2. Развитие кадрового потенциала для реализации программы индустриализации;
  3. Совершенствование системы оказания адресной социальной помощи.Программа направлена в первую очередь на обучение, трудоустройство, содействие в организации собственного дела по месту жительства, а при отсутствии таких возможностей, содействие добровольному переезду в точки экономического роста.
Реализация программы осуществляется по трем направлениям:
  1. Обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения на рынке труда;
  2. Содействие развитию предпринимательства на селе;
Целью второго направления Программы является повышение экономической активности граждан через организацию собственного дела.
Участниками Программы могут быть граждане, желающие и имеющие возможность организовать собственное дело. Приоритет будет отдаваться тем, кто желает заниматься бизнесом на селе.
Меры поддержки по данному направлению включают в себя:
  • оказание консультационных услуг;
  • обучение основам предпринимательства;
  • предоставление микрокредитов;
  • развитие и обустройство недостающей инженерно-коммуникационной инфраструктуры.
Основным механизмом поддержки предпринимательства на селе будет микрокредитование.
Микрокредит предоставляется на возвратной основе, на срок не более 5 лет в сумме до 3 млн. тенге.

Микрокредит предоставляется для организации или расширения собственного дела, при этом исключается его представление на потребительские цели, приобретение жилой недвижимости или погашение других кредитов.

Конечному заемщику может быть представлена отсрочка по уплате процентов и основного долга сроком до восемнадцати месяцев.

Отбор микрокредитных организаций или кредитных товариществ на конкурсной основе будет производить определенный местными исполнительными органами уполномоченный орган.

Годовая эффективная процентная ставка по микрокредиту для конечного заемщика будет определяться региональной комиссией.
Механизм предоставления микрокредитов:
  1. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан предоставляет местному исполнительному органу бюджетный кредит.
  2. Местный исполнительный орган самостоятельно определяет уполномоченную региональную организацию по организации микрокредитования.
  3. Уполномоченная региональная организация, в соответствии с установленными правилами кредитования микрофинансовых организаций, проводит открытый конкурс по отбору микрофинансовых организаций для участия в Программе.
  4. Между уполномоченной региональной организацией и микрофинансовыми организациями заключается договор о предоставлении кредита.
  5. Потенциальный участник Программы по направлению местного органа занятости обращается в микрофинансовую организацию, участвующую в Программе, с заявкой на получение микрокредита.
  6. Микрофинансовая организация проводит оценку проекта и принимает решения о возможности (или невозможности) финансирования.
  7. По проектам, получившим положительную оценку, осуществляется финансирование в соответствии с условиями, предусмотренными настоящей Программой, а также правилами кредитования микрофинансовых организаций, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

В случаях, когда к объектам предпринимательства на селе необходимо будет подвести дополнительную инженерно-коммуникационную инфраструктуру к уже имеющейся (то есть дорог, канализации, тепло- и водоснабжения, телефонных и электрических сетей) эти расходы может на себя взять государство, если она соответствует плану застройки населенного пункта.

Ее стоимость не должна превышать стоимости самого бизнес проекта.
Механизм обеспечения развития инженерно-коммуникационной инфраструктуры:

  1. Местный исполнительный орган самостоятельно определяет уполномоченный орган по развитию инфраструктуры.
  2. Участники Программы обращаются в местный орган занятости с заявкой на обеспечение проекта инженерно-коммуникационной инфраструктурой, включающей обоснование её необходимости.
  3. Список заявок, сформированный местным органом занятости, вносится на рассмотрение районной (городской) комиссии (при наличии).
  4. Районная (городская) комиссия (или уполномоченный органом по развитию инфраструктуры) принимает решение о возможности (или невозможности) финансирования строительства или реконструкции инженерно-коммуникационной инфраструктуры и направляет его в местные органы занятости и уполномоченный орган по развитию инфраструктуры.
  5. По проектам, получившим положительное заключение, между заявителем и уполномоченным органом по развитию инфраструктуры заключается соответствующий договор.
  6. Строительство или реконструкция инженерно-коммуникационной инфраструктуры осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
  7. Мониторинг реализации предусмотренного договором инфраструктурного проекта возлагается на уполномоченный орган по развитию инфраструктуры.

Справка по Программе занятости-2020 «Второе направление - «Содействие развитию предпринимательства на селе» 
Программа утверждена Постановлением Правительства РК № 316 от 31.03.11г. (http://www.enbek.gov.kz/node/248413). В рамках второго направления Программы занятости-2020 стимулирование предпринимательства направлено на повышение экономической активности граждан через организацию собственного дела. При этом осуществляется предоставление заемных денежных средств микрофинансовым организациям для последующего микрокредитования конечных заемщиков, планирующих организацию собственного дела в сельской местности, но не более 3 млн. тенге на одного заемщика.

В целом, участие СПК во 2-м направлении Программы сконцентрировано на выполнении следующих задач:

  • организация и проведение конкурса по отбору микрофинансовых организаций;
  • предоставление кредитных ресурсов МФО по согласованной с региональной комиссией и утвержденной исполнительным органом Общества процентной ставке;
  • мониторинг микрофинансовых организаций по выполнению условий кредитного соглашения (целевое использование и своевременный возврат заемных средств).
АО «НК «СПК «Сарыарка» участвовала в Программе Занятости 2020 в качестве региональной организации 2-ва года.
В 2011 году победившим в конкурсе МКО было выдано 510,0 млн.тенге. Определены три микрофинансовых организации для кредитования - МКО «Евро-бизнес», МКО «АлБата», МКО «Синтек».

Конечным заемщикам выдано 273 микрокредита, по ставке вознаграждения 8,15% годовых, с предоставлением льготного периода по погашению основного долга в полтора года.

Создано 368 рабочих мест, средний размер кредита составил 1,9 млн.тенге.
В 2012 году на область по Программе выделено 763,5 млн.тенге, охвачены все сельские районы области.

Определены две микрофинансовые организации для кредитования - МКО «Евро-бизнес», МКО «Синтек».
Конечным заемщикам выдано 419 микрокредитов, по ставке вознаграждения 7,75% годовых, с предоставлением льготного периода по погашению основного долга в полтора года.

Основными традиционными направлениями кредитования являются отрасли растениеводства и животноводства (выращивание скота и птицы, картофеля и овощей, производство сельскохозяйственной продукции). Наряду с традиционными выбраны следующие направления: строительство минитеплиц, откормплощадок, разведение пчело-пасек. Кроме этого, большой упор сделан на кредитование несельскохозяйственного бизнеса, это строительство пекарен, бань, парикмахерских, пунктов по ремонту компьютеров и бытовой техники и других пунктов по обслуживанию сельского населения.